КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РЕБЁНКА
 
 

 

Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжёлой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнок весело учится, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более лёгкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперёд или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребёнка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: всё это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчёркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

 

 

12 игр на развитие мышления ребенка

 

 

1. Описываем различные свойства предметов. Описать любой предмет или игрушку. Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д. Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете. Например: «яблоко». Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки. Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

 

 

2. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет». «Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка». «Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку». «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

           

3. Сравниваем  предметы.

  • Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия.
  • «Сравнение слов». Для сравнения даем пары слов: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка. Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?
  • Сравнение предметов. Игра «На кого похож?» (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие? По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.
 

4.Классифицируем.

  • Разложить предметные картинки по группам.
  • Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах.
  • Из набора карточек выбрать то, а) что можно есть (съедобное); б) что сделано человеком; в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.
  • Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
  • Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.
  • Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
  • Из всех пуговиц выбрать только круглые.
  • Рассортировать пуговицы по цвету. В одну сторону - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

 

5. Ищем слова.

 

 «Я найду слова везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки…); в лесу (берёза, ель, трава, ягоды…) и т.д.

 

 

6. Называем одним словом. Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:
  • суп, каша, гуляш, кисель;
  • лошадь, корова, овца, свинья;
  • курица, гусь, утка, индейка;
  • волк, лиса, медведь, заяц;
  • капуста, картофель, лук, свекла;
  • пальто, шарф, куртка, костюм;
  • туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
  • шапка, кепка, тюбетейка, берет;
  • липа, береза, ель, сосна;
  • зеленый, синий, красный, желтый;
  • шар, куб, ромб, квадрат;
  • телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
  • автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

 

7.«Живое - неживое».  Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

 

 

8. «Назови три предмета».

  • Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
  • Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

 

9. «Затрудненные ситуации»  (принятие решения и планирование).

  • Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
  • В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
  • Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

 

10.Сериация.

  • Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).
  • Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого самые светлые волосы? (Коля)
  • Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).
  • Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)

Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:    

  • Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
  • Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
  • Костя выше Пети. Кто ниже?
  • Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
  • Катя внимательнее,, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).
  • Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
  • Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

 

11.Критичность познавательной деятельности. «Бывает - не бывает» Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  • Папа ушел на работу.
  • Поезд летит по небу.
  • Кошка хочет есть.
  • Человек вьет гнездо.
  • Почтальон принес письмо.
  • Зайчик пошел в школу.
  • Яблоко соленое.
  • Бегемот залез на дерево.
  • Шапочка резиновая.
  • Дом пошел гулять.
  • Туфли стеклянные
  • На березе выросли шишки.
  • Волк бродит по лесу.
  • Волк сидит на дереве.
  • В кастрюле варится чашка.

 

12. Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?» Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

 2). «Кем (чем) был?» кем (чем) был раньше: цыпленок - яйцом; лошадь - жеребенком; корова- теленком; дуб -желудем; рыба -икринкой; яблоня - семечком; лягушка -головастиком; бабочка - гусеницей; хлеб -мукой; птица -птенцом; овца -ягненком; шкаф -доской; велосипед -железом; рубашка -тканью; ботинки -кожей; дом -кирпичом; сильный -слабый; мастер -ученик; листок -почкой; собака –щенком.

 

Педагог-психолог: Киселева Р.А.

 

Просмотров: 241