Одаренные дети в дошкольном возрасте


 

Здравствуйте уважаемые родители!


Дошкольное детство является самым важным, благоприятным периодом времени для развития одаренности, однако возможностей распознать одаренного ребенка очень мало. Поэтому я и хочу затронуть эту тему.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.


В чем же причина этой проблемы? Во-первых, это мало изученная тема в отечественной психологии и педагогике. Во-вторых, у родителей отсутствуют необходимые знания о диагностике и развитии одаренности на этапе дошкольного детства.

Давайте разберемся!


Сначала о понятии «одаренность».  Что же это такое?

В отечественной психологии одаренность традиционно понималась как высокий уровень развития способностей, поэтому проблема одаренности не исследовалась, а изучалось формирование способностей личности (П. Гальперин, Э. Голубева, Н. Лейтес, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) .


Выделяются два основных универсальных фактора одаренности: это умственная активность и саморегуляция. Процесс становления одаренности зависит от степени соответствия этих двух факторов. Существует несколько подходов к выявлению и развитию одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности. В большинстве концепций выделяются: когнитивные, творческие, личностные и т. д. Одаренные дети имеют высокий потенциал, где общей характеристикой является познавательная потребность. Мотивация ребенка происходит в форме поисковой, исследовательской активности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления, приводит к открытию мира, порождению образов, становлению сенсорных эталонов, составляет первичные знания ребенка о мире.


Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности тоже было на фоне недостатка информации, но теперь родители полностью получают все необходимое от воспитателей, учителей, специальных заведений с направлением одаренности. Проводятся консультации, беседы, собрания на тему одаренности и развития детей по специальным программам, где отмечаются преимущества по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальные успехи, нравственные и этические эталоны и т. д.


В настоящее время выявляются  потенциальные возможности детей, когнитивные возможности, креативность, личностные особенности, отношение к ребенку родителей, сверстников, воспитателей, наличие или отсутствие в семье богатой культурно-информационной среды (игрушки, материалы для творчества, учебные и игровые материалы) и поэтому проблемы одаренности уже нет. Постоянно ведется работа по дополнению, уточнению, более детальному анализу полученных результатов. Предлагаю Вам провести с ребенком тестирование  на измерение его таланта.

 

Тест на измерение таланта ребёнка


Эта система обследования, ориентированная на выявление способностей с 5 лет в одной из восьми сфер человеческой деятельности. Ниже описана стандартная тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии.
Преимущество этой системы перед другими: она достаточно проста и может проводиться не только профессиональными психологами, но и воспитателями, учителями и родителями.


Технические способности ребёнка
* интересуется самыми разными механизмами и машинами;
* любит конструировать модели, приборы;
* сам докапывается до причин неисправности механизмов, аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
* может (или пытается) чинить испорченные приборы, механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
* любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
* интересуется специальной, возможно даже взрослой, технической литературой. 

Музыкальные способности ребёнка
* любит музыку и музыкальные записи, всегда устремляется туда, где можно послушать музыку;
* очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
* если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
* сочиняет свои собственные мелодии;
* научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Артистический талант
* часто выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;
* стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением что-то рассказывает;
* меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
* с большим желанием выступает перед аудиторией, любит присутствие взрослых;
* легко передразнивает чьи-то позы, выражение и т. п.;
* пластичен и открыт новому;
* любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

У ребёнка способности к научной работе
* обладает ярко выраженной способностью к пониманию и использованию абстрактных понятий, к обобщениям;
* умеет чётко выразить словами чужую и собственные мысли или наблюдения;
* любит читать или смотреть детскую техническую литературу, опережая в этом своих сверстников;
* часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
* с удовольствием проводит время за созданием собственных конструкций, схем, коллекций и др.;
* не унывает и ненадолго остывает к работе, если его проект или изобретение не поддержаны.

У ребёнка незаурядный интеллект
* хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
* обладает хорошей памятью;
* легко схватывает новый учебный материал;
* задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
* любит читать книги по своей собственной «программе»;
* обгоняет сверстников по учёбе, но может не быть отличником;
* лучше сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (политика, наука и т. д.);
* обладает здравым смыслом, рассудителен;
* очень восприимчив, наблюдателен, реагирует на всё новое.

Спортивные способности ребёнка
* очень энергичен, всё время хочет двигаться;
* смел до безрассудности, не боится синяков и шишек;
* почти всегда берёт верх в «потасовках», выигрывает в спортивных играх;
* ловко управляется со спортивным инвентарём;
* лучше многих сверстников развит физически и координирован в движениях;
* предпочитает спокойным развлечениям даже бесцельную беготню;
* кажется, что он никогда не устаёт;
* у него есть свой герой-спортсмен.

У ребёнка литературное дарование
* рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться сюжета, не теряет основную мысль;
* любит фантазировать;
* выбирает в своих рассказах слова, которые передают эмоциональное состояние героев;
* изображает персонажей своих фантазий эмоциональными, очеловеченными и т. п.;
* любит писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка
* не находя слов,  прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои эмоции;
* в своих рисунках отображает всё разнообразие предметов и людей;
* серьёзно относится к произведениям искусства;
* охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует краски и материалы;
* стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение – украшение для дома, одежды и т. д.;
* высказывает своё мнение о классических произведениях.


Оценка результатов

Информация, полученная в ходе обследования, поможет вам выявить к каким видам деятельности предрасположен ребёнок. Необходимо знать: талант имеет свойство долгое время вести «скрытый образ жизни». Поэтому, чтобы отследить динамику развития ребёнка, диагностику следует повторять неоднократно.

В подготовке статьи использованы материалы книги Н. Преображенской «Ваши творческие способности» Издательство «У-Фактория» 2004 г.

 

 

Просмотров: 368