Скороговорка поможет

правильно и красиво говорить


 

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.


Скороговорки - своеобразный тренажёр речи, а игровые задания - своего рода развлечение в кругу семьи длинными, зимними вечерами и пасмурными днями летом. Развлечение, которое принесёт, помимо весёлых и забавных минут, огромную пользу не только детям, но и взрослым.


Зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.


Как работать со скороговорками? Предлагаем Вам несколько советов:

 

  1. Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его посмотреть, есть ли герои этой скороговорки на иллюстрации.
  2. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
  3. Предложите малышу взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
  4. Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  5. Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  6. Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
  7. Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
  8. Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
  9. Существуют целые подборки скороговорок, направленных на отработку определенных звуков.


Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [С] - [З], [С'] - [З']


Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

Сеня - незнайка, а Зоя - зазнайка.


Скороговорки на автоматизацию и дифференциацию звуков [Ш] - [Ж]


Шьёт ежатам ёжик шестьдесят шесть сапожек.

У наших кошек нет сапожек. Сколько нужно сапожек, чтобы обуть наших кошек?


Скороговорки на автоматизацию звуков Л, ЛЬ


Стул около стола, стол около стула.

Какова Маланья, таковы у ней и оладьи.

Скороговорки на автоматизацию звуков Р, РЬ.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!


Занимайтесь чаще, и через некоторое время малыш сам всё легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.


                                                                                               Учитель-логопед Герасимова Е.А.

Просмотров: 552