Как учить с ребёнком стихи?


Разучивание стихов  развивает  память, расширяет кругозор, представляет собой основы интеллектуальных способностей детей, их интеллектуальной культуры.  Как правильно учить с детьми стихи?

 

Выбирая стихотворение для заучивания, помните: его содержание должно соответствовать возрасту ребёнка. Подвижным детям больше подойдут ритмичные и весёлые стихи, а спокойным – размеренные, напевные.  Для ребёнка важна мотивация. Хорошо, если стихотворение станет подарком кому-то.

Облегчить детям восприятие поэтических строк поможет предварительная работа, которую следует проводить в несколько этапов.

 

1. Прочитайте стихотворение эмоционально, с выражением (лучше наизусть).

2. Объясните ребёнку незнакомые слова.

3. Прочитайте стихотворение ещё раз медленно, расставляя смысловые акценты. Расскажите, кто автор стихотворения и когда оно было написано.

4. Покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, и в это время прочтите стихотворение ещё раз.

5. Теперь можно приступать к заучиванию. Скажите ребёнку: «Давай выучим это стихотворение наизусть. Ты постараешься его запомнить, а я тебе помогу».

 

Вот несколько приемов:

Большинство детей дошкольного возраста хорошо запоминают стихи на слух. Прочитайте зарифмованные строки (две или четыре), повторите их вместе с ребёнком, а затем предложите ему рассказать эти строки самостоятельно. В этом же порядке разучите каждый куплет, а потом прочитайте всё стихотворение целиком.


Рисуем стихи

Дошкольникам с хорошей зрительной памятью присуще наглядно-образное мышление. Запомнить стихотворные строчки им поможет картинка – схема, которую показывают  одновременно с чтением стихотворения, изобразить то, о чём в нём говорится, отделяя каждую строчку – картинку вертикальной чертой.  Ваши изобразительные способности при этом не имеют значения,  качество рисунков не влияет на продуктивность запоминания. Предложите ребёнку несколько раз повторить стихотворение по «картинному плану». Через некоторое время картинку-схему можно убрать.

 


 

 

Медведь


Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

А под снегом

Спит медведь.

Тише! Тише!

Не шуметь!

(И. Токмакова)

 

  

 

 

 

 

Как учить с ребёнком стихи?


 

Следующий приём заучивания целесообразно рекомендовать детям, которые основную часть информации воспринимают через ощущения и движения: им нужно не только услышать, но и потрогать, подкрепить запоминание двигательным актом. Повторяя стихотворение вместе с таким ребёнком, предложите ему класть в блюдо шарики (нанизывать кольца на пирамидку или бусины на леску). Например, строчка – шарик. Затем пусть вынимает шарики из блюда и повторяет стихотворение самостоятельно.

 

ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ

Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настольный театры, театр игрушек и фланелеграф.  Малышу «покажите» стихотворение несколько раз, чтобы он мог его вместе с вами повторить. Старшим дошкольникам «покажите» стихотворение два раза,  затем кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».

 

Ты – хомяк,

А ты – хорек,

Ты – зайчишка –

Прыг да скок.

Ты – лисица,

Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

 

 

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.

Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.

Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. 

Суть заключается в том, что к слову или строке подбираются движения, которые  выполняются  по ходу чтения текста.

Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения  самостоятельно


 

Как учить с ребёнком стихи?

 


У некоторых дошкольников преобладает логическая память. После предварительной работы прочитайте первые строки стихотворения и предложите ребёнку своими словами рассказать, что было дальше. Если он остановился, зачитайте соответствующую строку текста и попросите продолжить рассказ. Затем предложите вспомнить, какими словами автор описал то или иное явление или событие. Таким образом,  ребёнок постепенно запомнит весь стихотворный текст.

Ура, стихотворение выучено! Теперь пусть ребёнок нарисует к нему иллюстрацию, а вы напишите на рисунке имя автора и название произведения. Из таких памяток – иллюстраций можно составить книжку, рассматривая которую ребёнок может вспомнить и прочитать наизусть выученные стихотворения.

Для того чтобы дети лучше воспринимали стихотворный текст, необходимо формировать у них чувство ритма и рифмы. Этому способствуют разнообразные игры и упражнения, которые вы можете проводить дома.

 

1. Для развития чувства ритма используйте музыку. Учите ребёнка воспроизводить музыкальный ритм хлопками или постукиванием.

2. Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи.

3. Рисуйте узоры и орнаменты из повторяющихся и чередующихся элементов, создавая симметричные композиции. Вырезайте бумажные салфетки и снежинки.

4. Проводите с детьми словесные игры.

 

 

 

                                  Трубникова И. В.,  учитель-логопед  

Просмотров: 679