ЗАЧЕМ НУЖНА ДИАГНОСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ?

 

ЗАЧЕМ НУЖНА ДИАГНОСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ?      Что же такое диагностика? И для чего ее проводят в детском саду? Вопрос актуален для родителей. Но пугаться этого не стоит, нужно сотрудничать с психологом и педагогами, проводящими диагностику с вашим ребенком. Собственного ребенка надо «знать» целиком и полностью. Для этого она и нужна, эта самая диагностика!

      Диагностика в детском саду проводится с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Она помогает выявлять способности у ребенка, навыки, его личностные качества, самосознание, самооценку, уровень развития и остальные «непознанные стороны» вашего малыша. В ходе диагностики выявляют индивидуальные особенности каждого ребенка и прорабатывают дальнейшие действия по воспитанию, направленности развития.

Важно взаимодействие педагога и родителя на этом этапе, нужно составить план действий, выполнение которых, в совокупности, принесет пользу для ребенка. В ходе диагностики родителям, возможно, придется пересмотреть методы развития и воспитания собственного ребенка — если у него выявятся личностные проблемы или отклонения в развитии, то нужно начинать планомерную и правильную работу по устранению этих проблем.

Диагностика в детском саду направлена на разные сферы развития ребенка:

 

o Психофизиологическая сфера (исследуемые функции: тонкая моторика, асимметрия, особенности нервной системы).

o Познавательная сфера (исследуемые функции: память, внимание, воображение, восприятие).

o Интеллектуальная сфера (мышление).

o Эмоциональное состояние.

o Личностная сфера (самооценка).

o Коммуникативная сфера (взаимоотношения в семье, в группе и прочее).

 

      К определенному возрасту ребенка применимы разные виды диагностики. Состояние здоровья и предрасположенность к заболеваниям у ребенка можно выявить уже в полгода. Также ранним видам диагностики поддается интеллектуальное развитие. Далее диагностируется эмоциональное состояние ребенка, его коммуникативные качества и совместимость с разными людьми.

      Проводимая диагностика в детском саду помогает выявлять врожденные особенности развития ребенка, а также уникальные, приобретенные качества и особенности, на которые необходимо обратить особое внимание и, возможно, начать развивать их.

      С ребенком обязательно должна проводиться психологическая диагностика в детском саду, она помогает осознанию внутренних ресурсов, реализации врожденных особенностей, соответствующей адаптации и самореализации ребенка в социальной среде.

      Существует основной комплекс диагностики, который психологи изучают по следующим параметрам: воображение, моторика; логическое мышление; речь; память; внимание;

половозрастная идентификация, самосознание; самооценка; статус в группе; мотивация; произвольность; игра; коммуникативные навыки.

      После анкетирования и тестов, изучения показателей производится мониторинг результатов. По благоприятному социальному, интеллектуальному и эмоциональному состоянию можно судить, готов ли ребенок к школе. Может случиться и такое, что интеллектуальное развитие ребенка довольно высоко, но эмоционально он еще не готов пойти в школу, для него это будет большим стрессом. В таких случаях родителям следует не торопиться, а очень тщательно продумать последовательность всех действий и событий в жизни своего ребенка.

      С 3-4 лет существует возможность проведения более детальной и подробной диагностики ребенка, ее еще называют глубинной диагностикой. Глубинная диагностика в детском саду позволяет детально изучить проблемы психического, умственного развития, трудности общения и выявить причины поведения ребенка в различных ситуациях.

      Диагностика в детском саду — это комплекс заданий, тестов, вопросов и загадок, которые самостоятельно выполняет ребенок, а также анкеты, тесты и опросы, которые выполняют родители ребенка. Конечно, есть очень понятные и простые тесты, которые можно сделать с ребенком дома, самостоятельно, но все же целостные и объективные выводы может дать только специалист. Диагностика, как в целом, так и в отдельных сферах, имеет множество методик ее прохождения. Есть популярные и всем известные, например тест Керна-Йерасека – это методика для диагностики уровня готовности ребенка к школе. Методика «Домик» Н.И. Гуткиной и «Методика исследования моторики» Н.И. Озерецкого направлены на диагностирование зрительно-моторной координации и ведущей руки. Методики «Кубики Кооса», «Разрезанные картинки» и «Что не дорисовано?» помогают определить у ребенка целостность восприятия.

      Исследовать функцию воображения у детей помогают такие задания, как «Дорисуй бабочку», «Дорисуй треугольники», а также методика Торренса «Фигурная проба».

      Методики диагностики памяти разработала Лурия А.Р., «10 слов» для слухоречевой, кратковременной памяти, «10 картинок» для зрительной, кратковременной памяти. Также зрительную память проверяют заданием «Запомни рисунок», а слуховую — загадками, четверостишиями и легкими фразами.

      Существует множество методик, которые направлены на изучение мышления (логического, конструктивного, наглядно-образного и прочее); эмоционального состояния (межличностные отношения ребенка с окружающими, доступность понимания эмоций и прочее); самооценки (психического состояния, свойств личности и страхов).

      В нашем детском саду диагностика проходит в сентябре (стартовая) и итоговая в мае. Результаты обследований являются началом построения индивидуальных маршрутов развития ребенка и всегда доступны для родителей.

      Дорогие родители, берегите своих детей, занимайтесь с ними, воспитывайте, уделяйте как можно больше времени, «знайте» своего ребенка, его достоинства и недостатки, развивайте его способности, помогайте ему и будьте рядом всегда.

 

Педагог-психолог Киселева Россияна Александровна

Просмотров: 183